Новости

11-10-2017
Кулинченко Вадим Тимофеевич (Москва)
Родился 23 декабря 1936 года в городе Острогожск Воронежской области. Отслужил в...
03-08-2017
Серия «История корабля»
\"Правда о броненосце «Сисой Великий» (Цусимское сражение)\" Автор: Константин Озеров, Григорий...
07-06-2017
Озеров Константин Григорьевич
Родился в г. Каунас в 1968 г. Образование получил в университете...

Лидеры продаж

11-01-2016
Платон Кочет
  Аннотация к части «Возвращение блудного сына» романа-эпопеи «Платон Кочет» Автор: Омельянюка...
Омельянюк Александр Сергеевич
Омельянюк Александр Сергеевич родился 15 января 1949 года в Москве в...
08-08-2015
Герои Черного моря
Автор: Шигин В.В. Возрастное ограничение:12+ Жанр:Биографии и Мемуары, История, Военное дело, спецслужбы Теги:биографии военных...


Полина Рожнова

Президент Литературного Клуба ЦДЛ « Московитянка»
Обложка м книги Синева на крылах 2009 г.

МОСКОВИТЯНКЕ 25 ЛЕТ
(вступительное слово)

Я вспоминаю те 90-е годы, когда, казалось, весь мир вдохул живую свободу, которую так жаждал и о которой так мало имел представления. Влетели, ворвались, будто в какое-то другое измерение, занимали места, будто в неведомом рае. Отрекались от того, с чем срослась душа, оставляли живое, нажитое отцами и дедами, теряя нравственные и духовные ориентиры. И сразу же – за спиной – начало рушится свое, советское, куда были вложены творческие силы, творческие надежды. Не сразу спохватились. В итоге — рукописи, которые были уже одобрены к печати, стали возвращаться обратно, в стол писателя. Издательства – закрывались. Оставались без работы умнейшие редактора, замечательные художники-оформители, а с ними, сохраняющие знания русского языка и любовь нему – корректора. Жаждали прочитать книги тех творцов, за которыми бились в очередях, чьи произведения переписывались от руки. И вот оно – читай, бери… Начитались, нахватались быстро. Основанная в 1954 году Московская городская писательская организация стала раскалываться. Её руководство обвиняли в застое, в неумении и в нежелании стоять за тех, кто вынужден был уезжать за рубеж, чтобы там продолжать свой творческий путь. Самые ярые сторонники продвижения своей литературы на Запад и под небеса Америки, пеняющие на стеснение своей воли, свободы своего творчества, начали строить свои Союзы писателей. Никто не хотел мыслить, как сохранить писательскую соборность, найти иные пути содружества. Началось деление на «наших» и «не наших». Но и те и другие были на распутье. Прекратилась выплата писателям гонораров за встречи с читателями в библиотеках и на предприятиях, за публикации в оставшихся газетах и журналах, за выступления на радио и ТВ. Да и сами радио и телепередачи, связанные с литературой, исчезли.
А за этой всей неосознанной переделкой началась другая. Горько было осознавать, что одна за другой выходили из состава Советского Союза сродненные уже с нашей страной, республики, и с этим резко обрывалась связь с их литературным миром, связь, которая казалось – нерушимой. Ведь она скреплялась творческой работой. На русском языке тогда издавалось немало переводной литературы, причем многотысячными тиражами. И – наоборот. А сколько счастливых творческих поездок было! Теряясь в этих переменах, писатели мало-помалу оставались без родных Домов творчества, которые строились и содержались на отчисления от заработанных писателями гонораров. Увы, в писательской среде навряд ли можно было найти деловых людей, юристов, способных отстоять имущество и права самого Союза писателей. Ведь творческие люди, как и весь наш народ, верили государству, его правопорядку и законам. Но развалившееся государство не обернулось на катастрофы, происходящие в мире литературы и жизни писателей. Горько было наблюдать за растущим поколением писателей, ближайших перспектив на развитие не было.
И когда писательский круг общения был разорван, первыми, кто опомнился, взял попытку приостановления творческой разобщенности, были женщины – писательницы. Они, подобно женам-мироносицам, обдумывали возможность создания такого рода объединения, которое бы сглаживало в сознании писательниц — потерянность во времени, безысходность в попытках – устраивать свои творческие вечера, выпускать новые книги.
Так 6 декабря 1989 года в ЦДЛ, состоялась первая Учредительная конференция Ассоциации писательниц России. Её инициаторами были: Лариса Васильева, Виктория Токарева, Тамара Жирмунская, Наталья Аришина, Лариса Румарчук, Людмила Урусова, Дина Терещенко. Не правда ли, достойные имена в нашей литературе! Но в реализации самой идеи — осуществления работы Ассоциации, возникали сложные, связанные опять же с финансированием вопросы. Развитию Ассоциации, ее состоятельности, известности следовало осознание самой организационной работы, которая на первых порах оплачивалось бы ее руководителю. Но пафос остался пафосом! – за спиной каждой выступающей за Ассоциацию женщин-писательниц, оставались собственное творчество, семья, поиски работы. А во главе должна была встать, несомненно, безупречная личность, обладающая знанием литературы, умением выслушать и одобрить, дать совет, а главное – располагающая свободным временем! На первых порах ведение собирательной работы было поручено Дине Анатольевне Терещенко, которая к тому времени не была обременена организационными заботами. И надо сказать, что Дина Терещенко, приняв это поручение от коллег по перу, стала врастать в него со всей серьезностью. Но с первого дня ее работы и до последнего – она так и не увидела т.н. «заработной платы». Да и сама идея создания «Ассоциации писательниц России» не находила воплощения. Остановились на создании вначале творческого Клуба.
Одна из самых главных проблем, стоящих перед писательницами была: «Где найти зал, чтобы проводить творческие встречи?» И вот тогда нас поддержал директор Дома литераторов – Владимир Акимович Носков. Клубу был выделен для встреч Малый зал ЦДЛ и в календарном плане Дома литераторов закреплено время: каждая третья среда месяца. Это одушевило Дину Анатольевну. Было немало разных идей: как назвать Клуб? И не сразу, но, всё же!- вызрело это название: МОСКОВИТЯНКА. Ведь основой состава Клуба стали писательницы, живущие в Москве и Подмосковье. Дина Терещенко не ставила никогда вопроса: «Кто в каком писательском союзе? Кто сколько книг издал?» Но сама она, как и большинство писательниц, собранных в «Московитянке», оставались в составе Московской городской организации. «Нет, девочки, — говорила Дина Анатольевна! — это ничего, в конечном счете, не изменит. Кто где родился – там и пригодился!»
Характер Дины Терещенко был – сильным, непримиримым с обманами, пошлостью, творческой несостоятельностью. Вот как о книге самой Дины Терещекно «Я боюсь быть счастливой», писала Светлана Соложенкина: «Перестройка. Реформы. Развал Союза. «Так что ж у нас – две России? А может и три?». Хаос в Союзе писателей, так же превратившемся в «союзы», в нечто аморфно-бессоюзное … Экономические удавки, при милостивом разрешении дышать свободой слова и печати… Да что тут говорить! До избранного ли, когда вокруг «избранные» делят власть и почести, и это бесконечно? Но вот перед нами книга. Она есть! И она – будет. Она останется. И это оправдание – всего».
Сама Дина Анатольевна так писала о выпавшем на долю писателей времени: «Рушились привычные нормы жизни и творчества. Закрывались издательства, рассыпались верстки уже набранных книг. Многие писатели ощутили тогда сквозняк неустройства, казалось, их книги уже никогда не выйдут, да и сами они — никому не нужны… Как протест против этой духовной разрухи, как своего рода противоядие от творческого одиночества и возник литературный Клуб женщин-писательниц».
Да так и было, так и остается: писательницы собираются, рассказывают о своей жизни, читают свои стихи, рассказы. Идет живое общение, возникают творческие планы на будущее…
В то же самое время Дина Терещенко, часто уезжая в Переделкино (в единственно еще сохраняющийся Дом творчества писателей) встречалась там с Анастасией Ивановной Цветаевой и Евгенией Филипповной Куниной. И какая это была поддержка, когда «Доброго пути» женскому писательскому объединению пожелала Анастасия Ивановна Цветаева. Анастасия Ивановна вошла в состав «Московитянки». Она была названа нами «Почетным членом Клуба», и остается ею по сегодняшний день.
Дина Анатольевна Терещенко не только мудро и настойчиво следовала объединению писательниц, но она – не оставила без участия многие творческие судьбы. Она сумела собрать вокруг талантливый, крепкий и нерасторжимый. В нашей книге вы найдете эти имена.
О роли Светланы Соложенкиной в жизни Дины Терещенко я уже неоднократно писала. Она была незаменимой спутницей Дины Анатольевны. Талантливейшая поэтесса, критик, переводчик, член не только Союза писателей России, но и Союза художников, автор более 10 поэтических книг, Светлана Соложенкина можно сказать — опекала Дину Анатольевну, с любовью перепечатывала ее стихи, готовила их к публикациям. Именно Светлане, Дина Терещенко завещала работу над своим литературным архивом. Это высокое доверие.
Откуда взялось это высокое звание руководителя Клуба «Президент?» Я опять же повторюсь. В начале 90-х весь молодой народ России бросился иcкать защиты и способов выживания в «новой свободной стране». Тогда-то и стали возникать наименования и обозначения, такие, как — президент, которые, как казалось, своим высоким смыслом, смогут препятствовать разъединению всех и вся, и, наоборот, поднимут статус организаций, предприятий и откроют возможность достучаться до высоких лиц, до различных СМИ, редакций и издательств. Но так ли это произошло и происходит, время покажет. Следуя традиции, мне как сегодняшнему президенту Клуба женщин-писательниц, хочется сделать все возможное, чтобы среди прочих творческих объединений «Московитянка» не затерялась, как и имена всех, кто в неё входит.
Конечно, сегодня мы вспоминаем тех, кого с нами уже нет, кто разделял с нами поэтические встречи, чьи стихи и проза вошли в выпущенные за эти годы наши книги: «Я вас любила…», «Клуб московских писательниц», «Талисман», «Поэтический венок к 200-летнему юбилею А.С.Пушкина», «Небеса любви», «Синева на крылах».
Книгу «И песни, и потери, и награды», мы посвящаем 70-летию Победы в Великой Отечественной войны, 25-летитю нашего Клуба. В этом году мы также отмечаем и 100-летие со дня рождения Дины Терещенко.
К сожалению, в этот сборник не вошли стихи тех наших спутниц по Клубу, произведений которых их родные не нашили в архивах. Также в сборник не прислали свои стихи и прозу некоторые из тех, кто организовал свои Клубы, свои литературные студии, кто сегодня творчески работает, порой успешно, просто они поселились на своих литературных просторах. Иным не хочется бередить память, другие – уехали из родной страны, третьи – просто не достало времени сродниться с Клубом.
Но все равно, неизменно, каждую третью среду очередного месяца, в 14.00 в Малом зале Дома литераторов проходят встречи московитянок! С первого дня создания творческого Клуба нас поддержали Союз писателей России и Московская городская писательская организация. Творчество московитянок было отмечено самыми высокими литературными наградами, дипломами. А прозе и стихам московитянок нередко отводится место на страницах газеты «Московский литератор», которую возглавляет Иван Голубничий. Также хочется выразить сердечную благодарность всему Правлению ЦДЛ и особенно – его директору Максимовой Галине Ильиничне – за понимание и уважение нашей работы.
«Тепло и свет по-прежнему — всем нужны!»— утверждала Дина Терещенко и не уставала повторять: «Рожденное — не может умереть!». И год за годом мы в этом убеждаемся, и не отпускаем от себя эту веру.