Смирнов Сергей Сергеевич

Родился в 1956-ом году в Копенгагене (Дания) в семье офицера. И после возвращения оттуда жизнь побросала по гарнизонам. И по «малым родинам» родителей: у отца — от села Сыресево до города Арзамаса в некогда Нижегородской губернии и от умирающих кубанских хуторов по реке Зелёная до станицы Чигиринская – у матери.
Из тогда ещё посёлка Кварели, места службы отца в Кахетии, переехали в Москву, где пошёл школу. В английскую. Однако служба у отца продолжала быть беспокойной и учёба дважды прерывалась интернатом, а закончилась – в обычной районной школе.
Выпало даже поучиться в Суриковском училище, как логичном продолжении законченной параллельно со школой изостудией при Музее имени Пушкина.
После школы, год проработав на заводе «Салют», поступил в Черноморское Высшее Военно-морское училище им. П.С.Нахимова. И после выпуска начал службу офицером минно-торпедных боевых частей. Расширенные за время службы знания и навыки в минном деле довелось применять потом почти по всему Мировому океану.
Первой публикацией стала брошюра «К 80-тилетию русско-японской войны», вышедшая в «Воениздате» в 1984-ом году. С этого момента стал печататься, но — в области карикатуры и журнальной графики. Наиболее активно — в газетах «Московский комсомолец», «Вечерняя Москва», «Труд», «Советская молодёжь», «Воздушный транспорт» и «Авто-ревю». И в журналах — «Смена», «Искатель», «Отчизна», «Рабоче-крестьянский корреспондент», ежегодном альманахе «Эврика» и др. За два года опубликовал три авторских вернисажа. В «Московском автозаводце», в его приложении «Ровесник» и в газете — «Советский цирк». Кроме того, стал лауреатом конкурса иллюстраций, карикатур и рекламных баннеров «Eat» (г. Сан-Франциско), а также принял участие в конкурсах карикатуристов «Человек и производство» (г. Москва, диплом III степени) и «VELOCARTOON» (г. Шяуляй, диплом I степени).
В 1986-ом году поступил на двухгодичный курс художественной мультипликации для дипломированных специалистов во ВГИКе имени С.А.Герасимова. За время обучения поучаствовал в конкурсе торговой магистральной витрины (г. Вильнюс, диплом I степени) и разработал заказной проект экспозиции ЦНИИТЭ «Нефтехим», выполнив его декоративные элементы без выезда на место монтажа, для промышленной выставке в Аргентине (г. Москва, Почётный диплом ЦНИИТЭ). Ещё один выполненный заказ на проект, но с монтажом экспозиционного павильона германо-финско-советского совместного предприятия «INCOMPEX» в Минске определил выбор дальнейшей работы – именно в этом СП в должности главного художника отдела рекламы. В ней и подготовил 6 экспозиций в обеих Германиях для самого СП, одну – для болгарской фирмы «Informatika» в восточном Берлине, и одну – для московского Социально-коммерческого института во Франции.
В 1990-ом году поступил на двухгодичный курс для дипломированных специалистов отделения военно-архивного дела Московского историко-архивного института. С конца того же года продолжил заниматься рекламой в качестве начальника отдела рекламы «Независимой газеты». Параллельно издаваясь и в самой газете, и в её приложении «Собрание», как художник-график. Начал публиковаться и как корреспондент в самых разных жанрах газетной журналистики. В этот же период как с графикой, так и с текстами, стал печататься в «Известиях», в журналах «Столица» и «Диалог», и в газете «Куранты», основой которой стали выходцы из газеты «Труд», с которыми уже ранее сотрудничал. А позже – и в газете «Сегодня», костяк редакции которой составили журналисты, перешедшие в неё из «Независимой».
В начале 1993-его года, получив приглашение на работу от копенгагенской фирмы, выполнявшей заказы флагмана датской полиграфии фирмы Stenders Forlag, поехал на «малую родину». Проработав там чуть более полугода из-за полного отсутствия каких-либо перспектив. Вернулся непосредственно перед событиями у Белого дома, вызвавшими необходимость в череде поездок спецкором сразу от нескольких редакций по проблемным территориям бывшего СССР — как в политическом, так и экономическом смыслах. С 1993-го по 1995-ый год сначала побывал в восточном Таджикистане — от Куляба и до отрогов Бадахшана. Затем – Тенгиз, запад Казахстана у самого побережья Каспия. В 1994-ом, в перерыве между разъездами, прослушал курс лекций профессора Блейка по public relations (PR) в МГИМО МИД РФ и защитил реферат по теме «Торговая реклама, как стилеобразующий элемент городской застройки». Заключительными целями поездок стали приграничные пункты республики Приднестровье к западу от Дубоссар и Тирасполя. После возвращения в Москву в 95-ом, как уже исполнительный директор ЗАО «Информационно-аналитическое агентство «Политика» (дочернее предприятие РИА «Российское» при «Российской газете»), принял участие в двух избирательных кампаниях. В 95-ом – на выборах в Госдуму; в 96-ом – в первом туре выборов президента РФ. В обеих кампаниях курировал размещение заказов на агитационные материалы в типографиях Москвы. Зачастую их автором и являясь. А летом снова выехал с группой журналистов уже в Белград, где позже объехал на тот момент четыре пока ещё территории расползающейся Югославии.
Весной 1997-го года удалось, наконец, закончить обучение, прерванное двухлетней неразберихой после распада СССР и собственными постоянными отлучками. Двухлетний курс обучения в МГИАИ (теперь — в Историко-архивном институте РГГУ), обернувшийся аж семью годами, был завершён. И тут сыграло положительную роль недавнее знакомство с типографским миром, с одной стороны, и многолетнее сотрудничество с редакциями – с другой. Что с разных сторон подводило к центральному звену полиграфического цикла – к издательствам. Откуда стали поступать принципиально новые предложения – на иллюстрирование и макетирование книжной продукции. Сотрудничество с ЭКСМО и АСТ ничем, кроме выхода книг, не ознаменовалось, а вот с издательством «Аргус» — привело таки к номинации на премию в разделе «художник-иллюстратор». Два же рекламных буклета и один выставочный каталог привели и к самим премиям.
В начале 2000-ых определился собственный основной жанр – очерк. Просто очерк, исторический очерк и, конечно же, военно-исторический очерк. Наряду с работой в жанре журнальной графики уже в Издательском Доме Родионова, в его журналах «Лица», «Карьера», «Политбюро» выходили самые разные и по тематике, и по жанрам публикации. А вот в журналах «Профиль» и «Paradox» — именно очерки. В последнем – исключительно военно-исторические и лично проиллюстрированные. С повышением внимания к проблемам Вооружённых сил появилась и военная аналитика. И по текущим вопросам, и анализ уроков уже прошедших войн. Добавив к вышеназванным изданиям и журнал «Русский Дом». Но набранная за годы фактура потребовала беллетристики.

Первый рассказ был опубликован в журнале «ФАС» ещё в 2002-ом году. А затем — всё подряд: рассказы, эссе, новеллы, очерки (но в литературной обработке уже). И – повести. Переход на административную должность в «Литературке» и востребованность, как консультанта по военной тематике, существенно снизили объём журналистики, а работа с 2011-го года шеф-редактором сразу нескольких отраслевых изданий свела её практически на нет. Именно для беллетристики руки и развязав. Сначала — «в стол». Затем – выкладывая в интернет. Стали поступать предложения публиковаться в периферийной периодике и издаваемых там же литературных сборниках авторских групп. Бывало, что и без всяких предложений – выложенные произведения «сами собой» разлетались по интернет-ресурсам, «залетая» и в доселе неизвестные редакции и издательства. Определились и любимые жанры – тот же очерк, плюс повесть и новелла. Пока — пишется. Мечтается и о хорошо изданном серьёзном романе. Среди написанного есть «рекордсмены» по количеству перепечаток в самых разных изданиях и по размещению на самых неожиданных иногда ресурсах. Но абсолютно недосягаем из них один — экскурс в историю под названием «ЧВВМУ имени… Нахименко?». Родному училищу посвящённый и перепечатанный уж более десятка раз. Самое удивительное, что и русскоязычными изданиями за рубежом…

Книги автора
Made on
Tilda